###Как тренер, вы всегда должны действовать по ситуации ###
По материалам SoccerCoachingInternational
Тон КААНЕН (Голландия), тренер
Голландец Тон Каанен два года работал тренером ФК «Металлург» (Донецк, Украина), до того как выбрал для продолжения карьеры тренерскую лицензионную программу Duetscher Fussball Bund. По просьбе журнала SoccerCoachingInternational он согласился рассказать о своем тренерском опыте в Украине и о том, чем Голландия отличается от Украины.
Говоря об украинском футболе, вы всегда вспоминаете Лобановского, Шевченко или киевское «Динамо» – лучший украинский клуб в футбольной истории страны. Здесь все внимание обращено на высшую лигу, поскольку на содержание команд, выступающих на этом уровне, тратятся большие средства. Украинских игроков отличают хорошие скоростные качества, унаследованные от советской футбольной школы. Они не только умеют хорошо двигаться без мяча, но также и действовать, не теряя скорости, с мячом.
3-5-2
Многие тренеры в Украине придерживаются системы 3-5-2. Эта система очень напоминает ту, которую практиковали раньше немецкие команды – со свободным игроком сзади линии защиты. В рамках этой системы не так уж много места для маневра, но в команде донецкого «Металлурга» мы также играли по схеме 4-4-2. Я старался понемногу прививать команде элементы голландской футбольной культуры, а именно – принципы построения игры по системе 3-4-3. Однако, когда вы собираетесь провести такую работу в украинской команде, вам понадобятся зарубежные футболисты, которые имеют опыт выступления в командах, практикующих различные игровые системы. В свою очередь, легионеры могли бы оказать помощь в процессе обучения и профессионального роста украинских игроков.
ИГРА В СПОРТИВНЫХ ЗАЛАХ
Пройдена уже половина в более чем двухмесячном зимнем перерыве в чемпионате, поэтому нам приходится много тренироваться в закрытых помещениях. Я использую это время для того, чтобы провести как можно больше игр по системе 3-4-3 и 4-4-2. При этом ключевые позиции часто занимают зарубежные игроки – такие, как нападающий Мендосса, пришедший из бельгийского «Брюгге». Украинским футболистам свойственна привычка оставлять свои игровые позиции. У них отсутствует позиционная дисциплина. Это создает массу пробелов в «боевых порядках» команды. Украинский футбол больше сосредоточен на технических и кондиционных аспектах, чем на тактическом умении. Игроки много двигаются с мячом и без мяча. Я не говорю о том, что вы не сможете победить, строя свою игру только на быстрых перемещениях, но при этом вы должны проявлять достаточно сообразительности, игрового интеллекта. Хорошим примером такой команды была национальная сборная Южной Кореи на ЧМ-2002. Они постоянно перемещались с мячом и без мяча и часто покидали свои позиции на поле, но им все же удалось дойти до полуфинала, победив при этом многих именитых соперников.
СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВКИ 3-4-3
Мне нравится использовать систему 3-4-3, поскольку здесь у каждого игрока есть свои задачи, и он хорошо их себе представляет. Это также дает вам возможность эффективно прессинговать соперника, особенно в игре с такой командой, как «Металлург», которая много двигается по полю. Применяя прессинг, важно, чтобы защитники также согласованно перемещались вместе с другими линиями команды. Это пример интеллектуального подхода к тем моментам игры, когда обстоятельства вынуждают уйти со своей позиции. Во время наращивания наступательных действий команды в линии полузащиты у вас появляется «дополнительный» игрок. Также важна четкая организация действий внутри этой системы. В средней линии вам нужны исполнители, хорошо «читающие» игру. Вы можете также строить линию защиты, имея в своем распоряжении 4 или 5 игроков, но при любой системе, которую вы применяете, вы должны хорошо знать индивидуальные качества каждого футболиста. Личность в команде представляет большую ценность, при этом вам нужно требовать соблюдения жесткой командной дисциплины, хотя отдельные игроки могут соблюдать только «творческую» дисциплину.
Мы много говорим с командой о системе игры. Футболисты – не тренеры, но им необходимо постараться хотя бы на 50 процентов побывать в «шкуре» их наставников, чтобы действительно понять, что к чему. Поэтому я часто провожу видеоанализ матчей. Игрокам нужно все увидеть своими глазами, и это именно тот случай, когда сложно показать ситуацию только с помощью схем на учебной доске. Видео наглядно демонстрирует передвижения игроков по полю, их передачи партнерам, в любой момент картинку можно остановить. Однако все же индивидуальное мастерство играет ключевую роль и часто определяет результат. После видеоанализа мы отрабатываем специфические моменты, например, проводим двухсторонние игры небольшими составами, позволяя игрокам развивать свои творческие задатки. Еще одно преимущество таких занятий состоит в том, что они тренируют игровой интеллект. Отработка передач должна обязательно проходить с противодействием. Украинские игроки работают с полной отдачей, однако свои тренировочные занятия я старался разнообразить какими-то веселыми упражнениями. Да, игрокам нужно упорно работать, но в то же время они должны получать удовольствие от такой работы.
ГОЛЛАНДСКАЯ ФУТБОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Поскольку я родом из Голландии, на украинской земле я стремился прививать принципы своей национальной футбольной культуры. В своей тренерской работе я строил игровые занятия с упором на противодействие, уделял большое внимание контролю мяча и двухсторонним играм небольшими составами. Мы также стремились совершенствовать игру по системе 3-4-3, но приоритетным в моей работе все же было строить тренировки в обстановке, максимально приближенной к «боевой». Тем не менее, нужно стремиться к игровой простоте. Мне понятно то обстоятельство, что в Голландии принят более сложный, комплексный подход к сущности самой игры, но в «Металлурге» игрокам недоставало именно тактической подготовки. Поэтому я старался объяснить моим подопечным простым языком все сложности голландской футбольной системы. Игроки должны понимать ее принципы, отрабатывать новые приемы в тренировочных играх, а затем воплотить все это на практике в очередном календарном матче. В Голландии много внимания уделяется интеллектуальному аспекту игры. Я тоже старался в общении с игроками затрагивать эти вопросы, иногда высказывал критические замечания, но всякий раз после наших бесед я был уверен, что у игроков прибавилось мотивации к тому, чтобы улучшать свое тактическое видение игры. Конечно, мне также приходилось вникать в организационную работу, заниматься такими вещами, как контакты со СМИ. У меня было преимущество в том, что я свободно говорю по-русски, поэтому окружающие относились ко мне с большим уважением. Это облегчало мне работу с игроками на тренировках и общение с администрацией клуба. В моем распоряжении было три тренера: по вратарям, по работе с игроками линии нападения, по общефизической подготовке.
МОЛОДЫЕ ИГРОКИ
«Металлург» осуществляет большую программу по развитию детско-юношеского футбола, в структуру клуба входят команды от U9 до U18. Для работы с юными игроками нужно привлекать лучших тренеров. Понятно, что многие тренеры хотят работать с первыми командами, так как у них есть значительные материальные ресурсы. Однако чрезвычайно важно дать молодежи возможность получить хорошее футбольное образование. Определяющей для молодых игроков является техника владения мячом. Дайте им играть и не перегружайте тактическими премудростями. В игре юные футболисты должны не бояться использовать обманные движения, распасовки и учиться вовремя открываться на передачи. За последние годы было много разговоров о защите и ее значении для команды. Однако, по моему убеждению, молодые игроки должны сосредоточиться на наступательных действиях. Забивать голы гораздо труднее, чем отражать атаки соперников и препятствовать другим командам добиться взятия ворот. Пусть ребята побольше атакуют – вот чего мы добивались, будучи в Донецке. Понимание различных игровых систем – еще один аспект, которому мы уделяли много внимания. А что касается тренировочных игр линии нападения в ограниченном пространстве, то лучше всего играть с тремя игроками – оттянутым назад форвардом и двумя фланговыми.
КОНТРОЛЬ МЯЧА
Я проводил много игр на отработку контроля мяча во время своих тренировочных занятий, используя различные варианты численного превосходства, например, 9 против 6 и 10 против 8. Я не люблю постоянно вмешиваться в ход игрового упражнения или с боковой линии корректировать действия игроков, но когда я останавливаю ход тренировки, значит, на это есть веская причина. Как тренер, вы должны уметь действовать по ситуации. У игроков «хромает» позиционная дисциплина, а мне необходимо видеть улучшение этого показателя на каждой тренировке. Когда вы постоянно видите и пытаетесь исправить одни и те же ошибки, вас трудно назвать хорошим тренером. Необходимо ясно объяснить игрокам цель каждого упражнения, которое вы проводите (с одной или двумя тренерскими установками). И вы должны сосредоточить внимание игроков на этих установках и тренировать по ситуации. В то же время я не трачу все время на разбор ошибок, но стараюсь непременно указать на те моменты, которые хорошо получаются. Более того, много внимания я уделяю технике и работе ногами. Здесь я также стараюсь не нагружать своих подопечных чрезмерными подсказками, так как сам не люблю болтунов в любом деле.
ВИДЕОАНАЛИЗ
На каждом матче команды работали два наших видеооператора, и у нас также была возможность снимать на видео каждую тренировку. Для игроков это большое подспорье, так как обычно они очень болезненно реагируют на критику и часто не замечают тех ошибок, которые хорошо видны тренеру. Видеоизображения являются для них своеобразным зеркалом. Обычно я выбираю два или три игровых эпизода прошедшего матча и прошу футболистов внимательно их просмотреть. Я выбираю эти фрагменты исключительно для того, чтобы наглядно показать, как все было в действительности, а не с целью открыть дискуссию. На поле они могут демонстрировать свое мастерство и умение, но «вне игры» уже я выбираю то, что хочу показать игрокам. Такой видеоанализ обычно продолжается около 20 минут.
ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА
Каждый футболист должен также овладеть некоторыми тренерскими навыками. Как тренер, я должен быть лучшим из всех возможных кандидатур, поскольку мои подопечные все наработанное нами будут потом показывать в игре. Когда вы тренируете, вы вносите в этот процесс много личного, персонального. Игроки, понятно, не имеют такого глубокого понимания главных тренерских задач, но на поле они должны самостоятельно «распутывать» различные игровые ситуации. Мы тренируем такие ситуации каждый день. Я не сторонник того, чтобы лишь два-три игрока на поле были хорошими наставниками для остальных. Нет, я хочу, чтобы каждый игрок был готов в любой момент поддержать партнера, я хочу добиться взаимовыручки футболистов – это важно как для самой игры, так и для результата.
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НЕДЕЛЯ КОМАНДЫ «МЕТАЛЛУРГ» (Донецк, Украина)
Понедельник:
Свободный день (игроки, которые не были заявлены в предыдущем матче, проводят тренировочную игру)
Утро собрание технического персонала (недельное планирование)
Вторник:
10.00 игра на контроль мяча (5х5 или 6х6) – игра небольшими составами
17.00 интенсивные интервалы, контроль мяча, завершающая стадия – удары с близкого расстояния
Среда:
11.00 фитнес, силовая работа и улучшение кондиций
14.00 тактические занятия команды (8х8) с акцентом на систему игры
Четверг:
10.00 «веселая» тренировка – турнир 4х4, игра в волейбол ногами и головой
17.00 отработка ударов с близкого расстояния, игра «по-настоящему», с акцентом на работу флангов
Пятница:
10.00 детализированная тренировка: простые упражнения с позиций, стандартные положения, фаза контроля мяча 11х11 (20 минут), видеопросмотр игр соперника.
Вечер краткий теоретический обзор
Суббота:
12.00 выбор игрового состава
17.00 календарный матч
Воскресенье:
10.00 восстановительная тренировка, обсуждение сыгранного матча (7-8 минут)